Культура Словакии

Словацкая культура

 

Развитие Словацкой культуры отражает богатые народные традиции страны, в сочетании с сильным влиянием европейских тенденций. Вековые культурные репрессии и контроль со стороны правительств иностранных государств, чувствуется в большей части словацкого искусства, литературе и музыке.

В  Словакии есть 12 государственных научных библиотек в Словакии, 473 библиотек, связанным с университетами и высшими учебными заведениями, и 2600 публичных библиотек. Университетская библиотека в Братиславе, основанная в 1919 году, содержит более 2 млн. документов и является наиболее важным библиотекой страны. Словацкая национальная библиотека (1863), расположенный в городе Мартин, включает в себя сбор материалов, связанных с словацкой культурой.

Словакия также является домом для более чем 50 музеев. Словацкий национальный музей (основан в 1893 году), расположенный в Братиславе, содержит экспонаты словацкой истории, археологии и музыковедения, и является, наверное, самым известным музеем страны. Другие музеи: Словацкая национальная галерея (1948), также в Братиславе; Музей Словацкого национального восстания (1955), расположенный в Банск Быстрица; и Музей восточной Словакии (1872), в Кошице.

Историко-культурная Сводка

Возникновение культуры и словацкой национальной литературы началось поздно.

Элементы словацкого разговорного языка появились в литературе до 18-го века, но Антон Бернолк (1762-1813) был первым, кто попытался создать литературный язык. Язык Бернолка был использован двумя талантливыми писателями,  Йозеф Байза (1755-1836), автор первого словацкого романа, и знаменитый классический поэт Ин Холл (1785-1849), который писал свои єпические поэмы в александрийском стихе, чтобы доказать что словацкий язык достаточно податливый, чтобы быть равным усложненным формам древней поэзии.

Двумя основными представителями словацкого литературного классицизма поэт Ян Коллар (1795-1852), историк Павел Йозеф Шафарик (1795-1861), хотя и продолжали писать в Чехии, их работа принадлежит в равной степени к чешским и словацким литературным наследиям.

Обоих писателей принято в J.G. Философская концепция Гердера о славном будущем защищены славянами, и они стали самыми важными промоутером панславизма. Холли, Коллар и Шафарик сильно помогли пробудить национальное сознание и показал путь к созданию отечественной литературе.

19 век

Самая престижная личность 19-го столетия - несомненно Людовит Стур (1812-1856): писатель, ученый и депутат венгерского парламента. Он был главным архитектором создание современного литературного языка (1844).

Этот язык, основанный на диалекте из центральной Словакии, был заимствован полной нацией. Вдохновленный хелегианской философией, он развивал понятие Словакского романтизма, чьи главные характеристики - огромное преимущество патриотической мысли и прикрепления к популярным традициям.

В течение трудного периода принудительной венгеризации который следовал за проваленой революцией 1848, несколько авторов старалось, поддерживать моральное состояние населения, прогрессивно лишенного своей культуры.

Эта ситуация задержала прибытие реализма в Словакии, и поэтому перед 1870, новое поколение авторов начинало поднимать уровень словакской литературы.

Авторы реализма выбирали свои темы в современной жизни, вместо того, чтобы искать их прошлом. В особенности поэт П. О. Хвиздослав (1849-1921) и новелисты Светозар Хурбан Ваянски (1847-1916) и Мартин Кукусин (1860-1928).

20-й век

В начале 20-го века литературная группа под названием "Словацкие модернисты" лидером которой был поэт Иван Краско (1876-1958) выделяются среди остальных. Его стиль близок к западным символистам и показывает заботу поэта за судьбу своего народа.

Распространенным в его стиле как и общем для всех литературных потоков Словакии 19-го века, является постоянная защита самого существования народа, его язык и его культуру.

Создание Чехословацкой республики (гарантированое Францией в Трианонском Договоре) дает возможность молодым талантливым словакам продолжать свою учебу во Франции; художники Имро Винера-Крал и Людовит Фулла были среди них.

Гийом Апполинер и Андре Бретон под влиянием молодой словацкой поэзии, чьи самые талантливые представители Владимира Рейсел, Ян Рак, Чибор Ститнински и Рудольф Фабри.

Пропитанные с французской культурой, многие словацкие писатели, как Александр Матуска, Альберт Маренчин, Владимир Минак и Ян Стевески способствовали сбилжению двух стран.

Литература

В конце 18 века в Словакии началось национальное движение, с целью поднятия словацкой культуры и самобытности. Один из ее лидеров был Антон Бернолак, священник-иезуит, который систематизировал словацкий литературный язык на основе диалектов, используемых в западной Словакии. В 19 веке, протестантские лидеры Ян Коллар и Павол Шафарик разработали форму письменного словацкого, который объединил диалекты, используемые в центральной Словакии и Чехии. Словацкий лингвист и националист Людов Стур, современник Коллара и Шафарика, отклонил Чешское влияние на язык и было решено разработать более подлинный литературный Словацкий, его язык был принят группой словацких поэтов, работа которых рассматривается в основном с национальными Словацкий темами. Поэзия остается важной литературной формой в 20 веке, и была использована некоторыми словацкими писателями по на правлению на опыт второй мировой войны и возникновению коммунизма. В коммунистический период, словацкая литературная культура страдает от тяжелых правительственного контроляа. Работы Доминика Татарка, Любоша Журика, Мартина Бутора, Милана Симеска и Хана Поника были и приписаны к плану политизированных работ.

Старый Крым, здесь сохранились развалины древних мечетей и караван-сатаев, работают дома-музеи писателей А. Грина и К. Паустовского.

Народное искусство

Народное искусство и ремесла, которые включают в себя резьбу по дереву, ткани ткачество, живопись и стекло, имеют долгую и популярную традицию в Словакии, особенно в сельских районах. Примерами народной архитектуры, такие как деревянные церкви и ярко раскрашенные дома, находятся по всей стране, особенно в украинских общинах Восточной Словакии.

Народное искусство и ремесло развивались на протяжении всей Словацкой истории, о чём свидетельствует многочисленные археологические находки на всей территории страны. Эти выводы были составлены из инструментов и предметов - с течением времени, эти полезные предметы становились все более и более усовершенсвоваными и таким образом стало, что мы называем народным искусством сегодняшнего дня. Традиций народного искусства и ремесел были переданы из поколения в поколение и поддерживается ULUV, Центр народного художественного творчества. С 1954 ULUV экспозиции, показываются в 28 странах.

Изобразительное искусство и архитектура

Словацкое современное искусство находится под влиянием как словацкого фольклора так и  европейского искусства и сегодня представлены многочисленные художественные ассоциации.

Современная скульптура делится между старым поколением художников, таких как Б. А. Компанок и Рудашкум которые являются выходцами из классической школы, с использованием традиционных материалов, а также молодое поколения, которые используют более оригинальные материалы и вдохновлены больше психологическим подходом. Словацкая школа живописи возникла в середине 19-го века. Скульптура и архитектура развивались в 19-м и 20-ом веках, многие из которых в значительной степени под влиянием западноевропейского стиля. Михала Петри Бон и JB Клеменса были одними из самых известных художников этого периода. Работы Ладислав Меданска и Доминика Скутека получили широкое внимание в конце 19 века. Кубистический художник Эстер Симерова-Мартисекова и сюрреалистический Имрих Винера-Крал были влиятельными в начале 20 века. К другим важным художникам 20-века относятся Людовит Фулла, МИКУЛАША ГАЛАНДЫ, Мартин Бенка и Микулаш Базовский. Душан Юркович был известным архитектором начала 20 века.

Музеи

  • Antol Museum
  • Balneology Museum
  • Betliar Museum
  • BojniceMuseum
  • Center Slovakia Museum
  • Cerveny Kamen Museum
  • Eastern Slovakia Museum
  • Liptov Museum
  • Little Carpathian Museum
  • Museum of Mining
  • Museum of History and Geography Zvolen
  • Museum of History and Geography Banska Bystrica
  • Museum of History and Geography Zilina
  • Museum of Slovak National Uprising
  • Museum of Spis
  • Museum of Nitra
  • Museum of Orava

Музыка

Музыка давно занимают важное и почетное место в словацкой культурной жизни. В первой половине 19 века, начала развиваться национальная музыкальная традиция  вокруг фольклорного наследия Словакии. Словацкая современная музыка извлечена из классических и народных стилей. К известным работам 20-го века относятся композиции Александра Мойзес и опера Яна Киккера.

Традиционная словацкая музыка является одной из самых оригинальных в славянском и европейском фольклоре. Её древняя форма является литургической (в Slavon) со времен Великой Моравии (9й века), которая является источником духовной музыки из 15й и 16й веков. Словацкая Национальная музыка находилась под сильным влиянием литургической и камерной музыки.

Сегодня музыка является одним из наиболее важных аспектов словацкой культуры. Наиболее известными оркестрами являются: филармонический оркестр в Братиславе и Кошице, Симфонический оркестр радио и Братиславе, Словацкий камерный оркестр.

Театры:

  • Astorka Theatre
  • Puppet Theatre Nitra
  • Puppet Theatre Zilina
  • Theatre of Andrej Bagar in Nitra
  • Theatre of J.G. Tajovsky
  • Romatan Theatre
  • Theatre of Slovak National Uprising in Martin
  • Thalia Theatre
  • Naive Theatre of Radosina
  • LUDUS Theatre
  • Chamber Opera
  • Nova Scena
  • Slovak National Theatre
  • Theatre of Spis
  • Trnava Theatre
  • Eastern Slovakia Theatre
  • State Opera
  • State Puppet Theatre
  • Stoka Theatre

Кино

В коммунистический период, когда искусство было быть направлено на политические цели, кинематографисты в Словакии страдали от тех же ограничений, которые влияют на их коллег в чешских землях. Тем не менее, некоторые лица, в том числе Ин Кадр, Душан Хэнк, Стефан Угер и Юрай Jakubisko, получили международное признание за свою работу. Как и во многих других посткоммунистических странах Восточной Европы, словацкие кинопромышленность была повреждены в результате сокращения государственных субсидий и возросшей конкуренции со стороны иностранных кинематографистов. Хотя основные киностудии были закрыты, кинематографисты Якубиско Угер, а также Мартин Сулк и Стефан Семян продолжают делать важные и инновационные фильмы.